» Sumo / Сумо

Sumo / Сумо

Сегодня, в мире существует огромное множество единоборств и сумо можно назвать одним из самых зрелищных. Из-за культурной самобытности данного вида спорта, он стал самым популярным и притягательным во многих странах. Однако для большинства непосвящённых, борьба сумо является чем-то неким необъяснимым и загадочным.

Если говорить об истории развития данного вида спорта, то вряд ли кто-нибудь назовёт точную дату возникновения разновидностей этого типа борьбы. Сами японцы считают, что одним из первых мест, где упоминалось о сумо является книга синтоистского троекнижия «Кодзики», которая увидела свет ещё в 712 году, а в ней были описаны события, охватывающие период от, так называемой, «эры богов» до 628 года. Именно в этой книге можно найти описание поединка двух богов — Такэминоката-но ками и Такэмикадзути ками, которые сражались за обладание Японией.

Следующее упоминание о борьбе сумо было встречено в другом письменном источнике — речь идёт о «Нихон сёки», который появился ещё в 720 году. В источнике повествуется о поединке, который состоялся между двумя силачами. Одного из этих бойцов звали Кэкая. Силач жил в деревне под названием Тайма, а слухи о его непобедимости достигали всех даже самых крайних точек страны. Когда владыка Японии узнал о Кэкая, он приказал найти такого человека, который способен сразиться с непобедимым бойцом. Достойным оказался Номи-но Сукунэ, который был родом из Идзумо. На 7-й день, 7-го месяца, а также 7-го года правления императора Суйнина состоялся бой между Номи-но Сукунэ и Тайма-но Кэхая, в котором первый вышел победителем — он убил своего противника. Всё имущество погибшего перешло к победителю. Номи-но Сукунэ остался служить при дворе, а когда он умер, стал богом-покровителем борьбы.

Впрочем, как и первое, так и втрое упоминание о сумо, скорее всего, относится к легендам. Само же слово сумахи появилось впервые в 469 году в «Нихон сёки». Как же образовалось слово «сумо»? Слово «Сумафу» является древнеяпонским глаголом, который обозначает «меряться силами», от данного глагола было образовано существительное «сумахи», после, спустя сотни лет оно трансформировалось в слово «сумаи», а потом и в «сумо». Огромное количество исследователей уверено в том, что сумо попало на Японские острова именно из Кореи. Об этом нам рассказывает этимологическое сходство самого названия — если по-другому прочитать японские иероглифы, то получится не «сумо», а «собоку», что является очень похожим на корейское слово «шубаку». Помимо данного сходства, есть первые достоверные сведения о борьбе сумо, которые связаны с Кореей больше, чем с Японией.

Ещё в эпоху Хэйан (794–1192 г — времена японского ренессанса) в Японии сложилась традиция проведения чемпионатов по сумо. Для того, чтобы отобрать самых сильных бойцов придворным глашатаям приходилось покидать дворец ещё весной. Ведь после того, как пройдёт праздник Танабата (7-й день, 7-го месяца — лунный календарь), со всех концов страны съедутся борцы и смогут померятся силами друг с другом на глазах у самого властителя в столице своей страны Хэйане (Киото).

Судей, как таковых, не было, поэтому за боем следили военачальники дворцовой стражи, которые могли пресечь использование запрещённых приёмов, а также проследить за синхронным стартом. В случае затруднения выноса результата боя военачальники обращались за помощью к аристократии, если и те не могли принять решение, то вердикт выносил сам император. Тому, кто побеждал на этих соревнования, присуждался титул чемпиона, а также вручались ценные подарки.

Как известно, в турнире принимали участие борцы крупного телосложения, но нигде не было сказано о том, к какому сословному классу они должны относиться. Поэтому среди участников чемпионатов могли быть и крестьяне, а если турнир приходился как раз на период сбора урожая, то крестьяне естественно пропускали занятия непосредственно своей деятельностью, именно поэтому по прибытию домой, они заточались под стражу. Последний турнир по сумо был проведён в 1147 году, совсем незадолго до того, как в стране установилась власть самураев.

На протяжении долгих лет сумо находилось в полнейшем упадке, однако благодаря приверженности людей к своим традициям и культуре, данный вид борьбы не смог исчезнуть. Повторный подъём сумо начался в период правления Аузути-Момояма (1573-1603 г). Среди феодалов того времени было принято содержать у себя лучших борцов сумо, для того чтобы иногда устраивать турниры и выставлять на них кандидатуры своих подопечных. Появление профессиональных сумотори относится к этому времени — ими становились самураи, которые лишились своего господина.

Когда в XVII веке в Японии установилась власть сёгунов Токугава, последовала изоляция всей страны, что способствовало развитию народных промыслов, изящных и зрелищных искусств. Борцы, которые чем-то отличились, со временем становились знаменитостями, также как актёры театра. Популярность сумо дошла до того, что типографией создавались специальные списки, в которых были перечислены имена лучших борцов, а также отмечены все титулы, которые им удалось заслужить. Между прочим, такие списки дошли и до наших дней. Это был Золотой век для сумо. Практически полностью были утверждены правила проведения поединков, также были распределены ранги, титулы и прочие заслуги. В период правления Токугава было утверждено 72 приёма сумо и назывались они кимаритэ.

После того, как армия в Японии подверглась реформированию, сумотри остались единственными носителями самобытности. Большинство сторонников глубоких реформ пытались всяческими способами запретить сумо, считая его пережитком самурайской Японии, но пришедший к власти император Муцухито выступил против упразднения данного вида спорта. Более того, в 1909 году был построен большой спортивный комплекс Кокугикан, для того, чтобы было, где проводить соревнования и турниры по борьбе сумо.

Сегодня, сумо для Японии является неотъемлемой частью их культуры, которая бережно хранилась целыми поколениями. Борец сумо должен пройти очень тяжёлый путь, который под силу далеко не всем. Те, кто решили стать настоящими сумотори должны без остатка отдаться данному делу. Жизнь людей, являющихся членами японской федерации профессионального сумо, очень строго регламентирована и похожа гораздо больше на жизнь военного, нежели спортсмена. Человеку, который решил стать сумотори необходимо сразу думать о двух несовместимых вещах — это гибкость и набор веса. Борцы сумо должны обладать не только весом и гибкостью, но и ловкостью, сообразительностью и многими другими качествами.
Каждый бой — это ритуал, история проведения которого кроется в далёком-далёком прошлом.

© Bondagefilesbest.com 2013–2024. Все права защищены.